Немного истории...

Лентулов А.В. Ленинград. Антирелигиозный музей. 1933

Старейшей формой общечеловеческой культуры общения являются письма. Переписка считалась естественной частью бытия, его отражением. Для написания писем - точно так же, как и для их получения - существовали особые почтовые дни, и порядок этот неукоснительно соблюдался. Через переписку поддерживались и родственные отношения, и знакомства. Отсутствие иных средств регулярного общения (многие люди подолгу жили вдали от городов в своих поместьях или путешествовали) восполнялось письмами.

Начиная с середины 19 века поздравительные открытки постепенно приобретают не только особое место в переписке, но и уникальное значение в быту. Дорогие, в золотой крошке с теснением или простенькие в виде фотографий с надписью - в любом доме открытки выставлялись на показ, их вставляли в рамочки, обклеивали ими абажуры настольных ламп, с помощью шолкового шнура делали из них вазочки и шкатулки.

Появление пригласительных карточек, считающихся праисторией открыток, тонет где-то во мгле уходящего стиля рококо, а если быть еще точнее - берет свое начало в одной из граверных мастерских Парижа середины 18 века.

Блистательная школа французской гравюры произвела на свет скромное дитя, которому была уготована необычайно славная и долгая жизнь. Парижский высший свет засыпал граверов заказами, карточки стали даже развозиться в специальных почтовых дилижансах, но... на пути этого увлечения встал закон. Во Франции в 18 веке тайна переписки строго охранялась, открытому прочтению подлежали только имя, фамилия и титул. Так появились визитные карточки. Это поветрие тут же долетело до России.

В самом конце 18 века немецкий гравер А. Зенефельдер изобрел новый способ печати - литографию. Новым способом печати рискнул воспользоваться английский гравер Добсон, выпустивший серию рождественских открыток... так и оставшихся незамеченными целых пять лет. Как бы то ни было, но такие открытки стали бойко раскупаться наравне с почтовой бумагой лишь в начале 19 века.

Поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах. Становится модным по случаю праздника рассылать открытки, вложенные в конверт, но надписывать их не было принято. Переписка продолжала считаться делом сугубо личным. Такой способ переписки - так называемое "скрытное письмо" - был связан с правилами общественной морали и в России, и в Западной Европе, но вскоре произошли весьма заметные события, поколебавшие устоявшиеся правила. По одним источникам, 30 ноября 1865 года обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан предложил ввести новый вид почтового листка для открытых сообщений. Другие источники утверждают, что эта мысль пришла в 1869 году профессору Венской военной академии Эммануэлю Герману, заявившему, что треть пересылаемых сообщений не содержит тайн и их можно отправлять в открытом виде по почте.

В конце 19 века художественная открытка в России стала доступной широчайшим слоям населенния - от интеллигента до простого крестьянина. Она достойно, наравне с книгами "сеяла доброе, вечное". Издавались открытки просветительские, видовые, с познавательными картинками для детей, репродукции с произведений отечественных и зарубежных живописцев. Способы печати использовались старинные - гравюра на дереве, литография и новые - фотография, а к 1910-м годам - и печать-трафарет на шелке (шелкография).

Предназначенная радовать, открытка играет эту роль и по сей день. Так уж вышло, что никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку. Есть в этом что-то необъяснимое, так много в "открытом письме с картинкой" человечности, тепла, отблеска детского ожидания праздника, делающих открытку усладой для души и глаз.

А.Г. Золоторев. Развитие сельского хозяйства. 1930

Новогодние гадания


в начало | на главную страницу

© "Sebeleva and Co", 2001

Hosted by uCoz