Старейшей формой общечеловеческой культуры общения являются письма. Переписка
считалась естественной частью бытия, его отражением. Для написания писем - точно так же, как
и для их получения - существовали особые почтовые дни, и порядок этот неукоснительно соблюдался.
Через переписку поддерживались и родственные отношения, и знакомства. Отсутствие иных средств
регулярного общения (многие люди подолгу жили вдали от городов в своих поместьях или
путешествовали) восполнялось письмами.
Начиная с середины 19 века поздравительные открытки постепенно приобретают
не только особое место в переписке, но и уникальное значение в быту. Дорогие, в золотой крошке
с теснением или простенькие в виде фотографий с надписью - в любом доме открытки выставлялись
на показ, их вставляли в рамочки, обклеивали ими абажуры настольных ламп, с помощью шолкового
шнура делали из них вазочки и шкатулки.
Появление пригласительных карточек, считающихся праисторией открыток, тонет
где-то во мгле уходящего стиля рококо, а если быть еще точнее - берет свое начало в одной из
граверных мастерских Парижа середины 18 века.
Блистательная школа французской гравюры произвела на свет скромное дитя,
которому была уготована необычайно славная и долгая жизнь. Парижский высший свет засыпал
граверов заказами, карточки стали даже развозиться в специальных почтовых дилижансах, но...
на пути этого увлечения встал закон. Во Франции в 18 веке тайна переписки строго охранялась,
открытому прочтению подлежали только имя, фамилия и титул. Так появились визитные карточки.
Это поветрие тут же долетело до России.
В самом конце 18 века немецкий гравер А. Зенефельдер изобрел новый способ
печати - литографию. Новым способом печати рискнул воспользоваться английский гравер Добсон,
выпустивший серию рождественских открыток... так и оставшихся незамеченными целых пять лет.
Как бы то ни было, но такие открытки стали бойко раскупаться наравне с почтовой бумагой лишь
в начале 19 века.
Поздравительные открытки начинают печататься во многих европейских странах.
Становится модным по случаю праздника рассылать открытки, вложенные в конверт, но надписывать
их не было принято. Переписка продолжала считаться делом сугубо личным. Такой способ переписки
- так называемое "скрытное письмо" - был связан с правилами общественной морали и в России,
и в Западной Европе, но вскоре произошли весьма заметные события, поколебавшие устоявшиеся
правила. По одним источникам, 30 ноября 1865 года обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан
предложил ввести новый вид почтового листка для открытых сообщений. Другие источники утверждают,
что эта мысль пришла в 1869 году профессору Венской военной академии Эммануэлю Герману,
заявившему, что треть пересылаемых сообщений не содержит тайн и их можно отправлять в открытом
виде по почте.
В конце 19 века художественная открытка в России стала доступной широчайшим
слоям населенния - от интеллигента до простого крестьянина. Она достойно, наравне с книгами
"сеяла доброе, вечное". Издавались открытки просветительские, видовые, с познавательными картинками
для детей, репродукции с произведений отечественных и зарубежных живописцев. Способы печати
использовались старинные - гравюра на дереве, литография и новые - фотография, а к 1910-м
годам - и печать-трафарет на шелке (шелкография).
Предназначенная радовать, открытка играет эту роль и по сей день. Так уж вышло,
что никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку. Есть в этом
что-то необъяснимое, так много в "открытом письме с картинкой" человечности, тепла, отблеска детского
ожидания праздника, делающих открытку усладой для души и глаз.
|
|